Инновации для сферы образования

Инновационные технологии проникают почти во все сферы нашей жизни — не обошел этот процесс стороной и сферу образования.

В день профессионального праздника учителей была представлена подборка разработок резидентов Бизнес-инкубатора ИТ-парка Набережных Челнов для облегчения и усовершенствования учебных процессов.

Айгуль Ризатдинова, учитель английского языка с 10-летним опытом преподавания, не понаслышке знает о трудностях, с которыми приходится сталкиваться учителям в работе, поэтому, находясь в декретном отпуске, в 2013 году создала Альянс Учителей — интерактивный онлайн-сервис для педагогов. Сайт создан в целях обеспечения живого информационного взаимодействия между работниками образования. Методический фонд насчитывает более 5 тысяч публикаций в свободном доступе и ежедневно пополняется новыми пособиями.

“В 2014 году портал начал организовывать и проводить дистанционные викторины и конкурсы для школьников России, СНГ и дальнего зарубежья. На сегодняшний день на сайте зарегистрировано около 5 тысяч пользователей. Из них 80% —  учителя, 20% — воспитатели. Из РТ насчитывается 90% пользователей, остальные 10 % из Саратовской, Ростовской, Курской и Ульяновской областей. Есть также пользователи из Казахстана, — рассказывает руководитель проекта “Альянс Учителей” Айгуль Ризатдинова. — Сейчас мы активно внедряем психолого-юридическую поддержку учителям и собираем базу дистанционных курсов для повышения и переподготовки педагогических кадров. Отличительной особенностью сайта будет являться удобная для учителей и воспитателей платформа дистанционного и онлайн-обучения, предоставляющая широкие возможности участникам эффективно организовывать процесс обучения и повышения квалификации”. 

Еще один педагог-разработчик — Наиль Шарафиев —  с проектом “Куратор Плюс”, Наиль посвятил более 5-ти лет преподаванию предметов труда и географии в школе, сейчас решил создать веб-сервис для себя и своих коллег:

“Идея создать проект для сферы образования по ЭДО пришла ко мне уже давно, в то время, когда я наблюдал за работой моей мамы. Она педагог с 36-летним стажем, я всегда смотрел за тем, как много ей приходится уделять времени на бумажную работу. Год назад я провел исследование и выявил проблемы в бумажном документообороте, после чего разработал сервис, позволяющий быстро заполнять и вести актуальный документооборот, учитывая индивидуальные особенности каждого образовательного учреждения”. 

Среди разработок резидентов Бизнес-инкубатора есть проект из Саранска —  Образовательное пространство региона — платформа для создания образовательных региональных порталов с взаимно интегрированными сетями сайтов образовательных организаций и муниципальных органов управления регион. Проект создает единое информационное пространство системы образования города, региона и страны, где школьники, их родители и учителя могут найти ответы на их вопросы. На текущий момент к проекту подключено более 270 образовательных организаций Мордовии. В октябре проект запускается в 3-х регионах: Ростовская область, Оренбургская область и Республика Чувашия.

Руководитель проекта Денис Сорокин рассказал, как данное решение способствует образовательной сфере:

“Особенность данного проекта заключается в его комплексном решении и техническом сопровождении. Регион получает общероссийский образовательный портал, поддерживаемый группой редакторов и журналистов. В свою очередь, муниципальные органы управления получают сайты, объединенные с сайтами подведомственных организаций и центральным порталом, а образовательные организации получают современные сайты, полностью соответствующие требованиям закона. Для педагога — это возможность вести личную страницу на сайте образовательной организации в соответствии с требованиями аттестации.  Родители и учащиеся получают единое «окно» доступа к электронным образовательным сервисам (электронный дневник, школьное питание, служба технической поддержки, электронная библиотека и т.д.)».

Составление учебного расписания – сложный и трудоемкий процесс, при котором важно  учесть множество условий и не допустить недочетов. Зачастую качество составленного вручную расписания может быть низким, также может отсутствовать единая методология составления расписания, рассказывает руководитель, он же разработчик проекта “Большие числа” — Евгений Гафаров:

“Данный программный продукт упрощает процесс составления расписания за счет удобных интерфейсов и алгоритма автоматического расчета расписания. В нем реализована единая методика составления расписания, которая позволит выполнить требования ФГОС (Федерального Государственного Образовательного Стандарта) и избежать типовых ошибок. При составлении учебного расписания нужно учитывать следующие требования: не превысить максимально допустимую нагрузку в день на школьников, учесть правильную последовательность проведения занятий в течение дня (к  примеру, математика не может идти после физкультуры)». 

Около 100 учебных заведений, в числе которых Московский Государственный Университет, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» и другие известные вузы, уже внедряют решение в работу.