Какие навыки ценятся больше всего в любых профессиях

Лет десять назад трудно было себе представить, что от маркетологов будут ждать досконального знания цифровых технологий и умения работать с ними руками, от ИТ-специалистов — умения выстраивать отношения с людьми, вообще от всех — умения ярко выступать на публику и делать лаконичные и интересные презентации. Но мир меняется — меняются и базовые навыки для профессий.

Что такое универсальные, или «мягкие» навыки

Сегодня, какой бы профессией вы ни обладали, недостаточно один раз освоить нужные узкоспециализированные знания, лет за пять отточить их применение на практике, а дальше просто наращивать репутацию. Всё вокруг стремительно меняется: бизнес-процессы усложняются, потоки информации в любой профессиональной среде растут, привычные подходы к работе и общению между людьми во время работы заменяются новыми, всё, что можно автоматизировать, — автоматизируется.

Любая современная рабочая функция — это набор самых необходимых для нее «мягких» навыков плюс специализированные знания. Всё чаще бывает, что «мягкие» навыки выходят на первый план по сравнению со специализированными знаниями, потому что последние быстро устаревают и проще научить им с нуля человека с подходящими «мягкими» навыками, чем переучивать профессионала, не обладающего нужными «мягкими» навыками.

Какие «мягкие» навыки ценят работодатели

Согласно докладу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», уже к 2020 году десятка самых ценных для работодателей «мягких» навыков будет выглядеть так:

  1. Способность решать комплексные проблемы;
  2. Критическое мышление;
  3. Креативность;
  4. Навык управления людьми;
  5. Навык успешного взаимодействия с людьми;
  6. Эмоциональный интеллект;
  7. Способность делать выводы и принимать решения;
  8. Клиентоориентированность;
  9. Навыки ведения переговоров;
  10. Способность легко и быстро обучаться новому.

«Мягкие» навыки для конкретных профессий

Указанные выше «мягкие» навыки важны для любой современной профессии. Но и каждой конкретной профессии тоже присущ определенный набор «мягких» навыков.

Для маркетологов: умение анализировать и интерпретировать большие массивы данных, многозадачность, системно мыслить, обладать менеджерскими качествами и креативностью, иметь развитые коммуникативные навыки.

Для HR-специалистов: те же навыки, что и для маркетологов (потому что им нужно уметь продвигать имидж работодателя и «продавать» вакансии кандидатам), и сверх того — искусство нетворкинга, умение мотивировать людей, вовлекать их в рабочие процессы.

Для аналитиков: гибкое мышление, умение работать с большими массивами данных в сжатые сроки, презентационные навыки и умение визуализировать данные, умение работать в команде и адаптивность.

Для разработчиков: системное, рациональное мышление, гибкий ум, аккуратность, стремление к постоянному самообучению и желание делиться новыми знаниями с коллегами, умение работать в команде и неконфликтность, проектное мышление.

Для инженеров-технологов: организационные навыки и нацеленность на результат, навыки работы со стандартами и нормативами, умение находить и обрабатывать нужную информацию. Общение с заказчиками, предполагает коммуникативные навыки и способность уловить задачу, даже если заказчик не может сформулировать ее техническим языком.

Как узнать, какие «мягкие» навыки у вас развиты, а какие требуют внимания

Если вы доверяете мнению коллег и не боитесь услышать правду о себе, которая может оказаться для вас неожиданной и не слишком приятной, можно спросить у них, насколько вы сильны или, наоборот, слабы в тех или иных навыках. Другой путь — обратиться к специалисту по карьерному консультированию.

Источник: Эксклюзив