Образовательный интенсив «Остров 10-22» стартует 10 июля

В среду, 10 июля начнется образовательный интенсив «Остров 10-22», организованный для активного вовлечения российских вузов в трансформацию системы образования и в реализацию национальных проектов и федеральных программ, таких, как «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика», а также в создание и развитие региональных экосистем на основе университетов.

На открытии «Острова 10-22» выступят специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков, председатель Фонда «Сколково» Аркадий Дворкович, первый заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Трубников, генеральный директор РВК Александр Повалко, ректор Сколковского института науки и технологий Александр Кулешов.

В интенсиве примут участие больше 1500 человек – это представители 100 университетов и институтов, предприниматели, ученые, стартаперы, чиновники из 72 регионов страны.

О том, как должна выглядеть система образования ближайшего будущего, из каких курсов и модулей она будет состоять, можно будет увидеть уже сегодня на «Острове 10-22». За предельно короткое время — 13 дней, до 22 июля, – участников интенсива научат, как именно строить образовательные процессы под запросы цифровой экономики и с учетом современных технологий, чтобы не только готовить востребованных специалистов, но и создавать региональные экосистемы, в которых могут рождаться бизнесы с глобальными амбициями.

На «Острове 10-22» обучающиеся пройдут лаборатории по работе с большими данными и «цифровым следом», квантовыми, генетическими и нейротехнологиями, аддитивными технологиями и бионическим дизайном, технологиями беспроводной и спутниковой связи, интернетом вещей. Во время интенсива предусмотрены специальные курсы по управлению, основанному на данных (CDO), анализу биометрических данных, экосистемному мышлению, взаимодействию с акселераторами, инновационными компаниями и крупными корпорациями, институтами развития.

Некоторые темы лабораторий: «Вуз как драйвер цифрового развития региона», «Проекты создания и развития Научно-образовательных центров», «ДПО и новые формы непрерывного образования — драйверы развития вузов, корпораций, территорий», «Онлайн как бизнес: как быстро и качественно запустить онлайн образование в университете». А также: «Персональные траектории развития студентов в вузе», «Умный кампус»: пространственное развитие университета в цифровую эпоху», Создание системы цифровых бонусов для вовлечения студентов в предпринимательство».

Организаторами и партнерами лабораторий и курсов выступили Mail.Ru Group, Яндекс, Сбербанк, Сибур, Северсталь, Лаборатория Касперского, Acronis, Positive Technologies, Мегафон, МТС, Иннодата, Счетная палата, Роспатент, АСИ, РВК, ведущие образовательные площадки страны (ВШЭ, Сколтех, НИТУ МИСиС, Иннополис, ИТМО, ТГУ, ДВФУ и другие).

Среди преподавателей и лекторов – Сергей Солонин, Дмитрий Песков, Анатолий Чубайс, Ярослав Кузьминов, Людмила Огородова, Лилия Щур-Труханович, Павел Лукша, Александр Адамский, Александр Асмолов, Кирилл Каем, Сергей Капков, Кенн Росс, Карсон Кан, Вадим Волков, Светлана Инфимовская и другие.

Всего 328 мастер-классов, 67 двадцатичасовых лабораторий, 40 лекций.

Итогом «Острова 10-22» станут более 100 сформированных вузовских команд и проектов качественных изменений университетов и регионов, трансформации образования, а также десятки соглашений о сотрудничестве и взаимодействии, подписанные учреждениями высшего образования с институтами развития и корпорациями в заключительный день.

Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Котюков: «Принципиально важно, чтобы университеты и научные коллективы тесно интегрировались с задачами развития индустриальных компаний и регионов. На «Острове 10-22» представлены не столько вузовские, сколько региональные команды, в которых участвуют и представители университетов, и научные коллективы, и руководители, ответственные за научно-технологическое, инновационное развитие в регионе. Программа интенсива должна за очень короткое время, две недели, дать участникам новые компетенции, которые нужны для построения эффективных коммуникаций между наукой, образованием, индустрией и будут востребованы в условиях реализации текущих масштабных задач».

Специальный представитель президента РФ по вопросам цифрового и экономического развития Дмитрий Песков: «100 российских университетов прошли отбор на «Остров 10-22» и начнут совместную работу по цифровой и технологической трансформации. «Остров» в 2019 году — это не учебная программа. Это предельно сжатая во времени и пространстве система принятия ключевых решений о развитии вуза. Что в нее входит? Защита программы, подписание соглашений с ключевыми индустриальными партнерами, получение грантов, рекрутинг ключевых сотрудников, перепроектирование учебного процесса, участие институтов развития в образовательных программах и многое другое. Неделя на «Острове» равна году развития регионального университета. С вузами-участниками интенсива мы продолжим работу в ближайшие годы».

Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева: «Специально для интенсива Агентство стратегических инициатив сформировало несколько образовательных модулей. Участники “Острова” научатся работать с большими данными и принимать управленческие решения на их основе, а также формировать новое городское пространство и развивать его, вовлекая все большее количество граждан в эти процессы. Уверена, что как раз университеты и кампусы могут стать основой региональной экосистемы и драйверами городского развития».

Генеральный директор РВК Александр Повалко: «В инновационной экономике роль университетов существенно возросла. Именно вузы сегодня являются центрами развития технологий и кадров, интеллектуальными точками роста для отраслей экономики и регионов. Перед отечественной высшей школой стоит амбициозная задача: стать интегратором усилий инновационных компаний, ученых и разработчиков для решения приоритетных задач технологического развития. С этой целью на базе университетов и научных институтов РВК создает по всей стране Центры компетенций НТИ. Они формируются по принципу широкой коалиции сторон для реализации прорывных проектов в области сквозных технологий. В этом смысле «Остров 10-22» — уникальная площадка, которая дает возможность получить практические знания в области управления инновациями. В рамках интенсива при поддержке РВК будут реализованы ряд образовательных проектов. Один из них – Факультет Центров компетенций НТИ – поможет участникам «Острова» лучше понять структуру и тренды рынков сквозных технологий».

Справочная информация

Об «Острове 10-22»

Интенсив организован Министерством образования и науки, Агентством стратегических инициатив, Фондом «Сколково», РВК, Университетом «20.35», организацией «Цифровая экономика» (АНО), Платформой НТИ при поддержке НИТУ МИСиС. Тематические партнеры: Минэкономразвития, Минкомсвязь, Минпросвещения, МШУ «Сколково», ВШЭ.

Интенсив пройдет в Сколковском институте науки и технологий с 10 по 22 июля. В качестве специальных гостей на интенсив приглашены помощник президента РФ Андрей Белоусов, вице-премьер Максим Акимов, первый замруководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко, более 20 глав регионов, руководителей университетов топ-100, научных объединений и компаний.

Факультеты «Острова 10-22»: «Сквозные технологии», «Рынки НТИ», «Управление, основанное на данных (CDO)», «Гуманитарный», «Образовательные технологии», «Лаборатория новых форматов ДПО», «Экосистемы и урбанистика», «Технологическое предпринимательство и трансфер технологий», «Практики будущего».

Задача интенсива – создание и развитие команд, реализующих системные изменения в образовании, обеспечивающих технологический прорыв.

Команды будут решать прикладные задачи:

  • перестройки образовательных программ университета;
  • построения в городе и регионе экосистемы, обеспечивающей создание и вывод на глобальный рынок технологических продуктов;
  • преодоления технологических барьеров;
  • решения задач развития цифровой экономики;
  • разработки модели цифрового университета для апробации в 5+ вузах;
  • разработки ускоренных образовательных программ по специальностям для цифровой экономики для их апробации в 5+ вузах;
  • разработки и запуска вводного курса по искусственному интеллекту для 100+ вузов;
  • отработки заявки на получение статуса Научно-образовательных центров;
  • разработки сетевых программ Центров компетенций Национальной технологической инициативы в 20+ вузах;
  • запуска сетевых акселераторов в 30+ вузах;
  • разработки правил введения персональных траекторий развития технологических лидеров в 50+ вузах.

Ожидаемые результаты:

  • Будут сформированы 100 команд реализации изменений в вузах и в регионах, а также более 15 команд научно-образовательных центров.
  • Более 1500 человек получат необходимые компетенции и синхронизированное представление о задачах развития и возможностях использования экосистемы для обновления содержания образовательных программ, перестройки основных процессов вуза.
  • Будет обеспечено включение вузов в решение задач реализации дорожных карт НТИ и цифровой экономики, апробация новых образовательных форматов, внедрение управления на основе данных, реализация концепции развития искусственного интеллекта.

Эти проекты и программы станут механизмом для цифровой трансформации традиционной модели вуза, внедрения цифровых решений в 70+ регионах, развития сети Научно-образовательных центров, формирования в вузах механизмов технологического трансфера, поддержки роста числа технологических предпринимателей, развития сети Центров компетенций НТИ.

Участие в «Острове 10-22» поможет вузам выйти на новый уровень сетевого взаимодействия, чтобы ускорить обновление содержания учебных программ за счет использования компетенций и ресурсов другого вуза или организации. Вузовские команды проработают два новых подхода в этой области: развитие формата «франшизы» (когда ответственность за методику формирования и оценку программы берет на себя вуз или компания — держатель франшизы) и платформенный принцип сборки сетевых программ и индивидуальных траекторий, когда вузы смогут за считанные часы собирать новые программы из элементов – курсов и «франшиз». Университет «20.35» сможет выступить катализатором развития этого подхода, помогая вузам не только сформировать программу, но и обеспечить в рамках нее индивидуализацию траекторий обучения студентов.

На «Острове 10-22» преподаватели из ведущих мировых университетов и цифровых платформ научат вузовские команды организации и запуску онлайн-курсов, познакомят с лучшими мировыми практиками развития и внедрения онлайн-образования в вузах, а также компетенциями, которых сегодня не хватает вузам в части анализа рынка, качественного сопровождения онлайн-слушателей. Обучающиеся опробуют новые технологии, а затем спроектируют новые форматы образовательных программ, в том числе совместных.

Сегодня online micro-degree программы для российских вузов становятся полноценным продуктом и приносят существенный доход. Задача — выйти на запуск полноценных курсов для зарубежных пользователей. Вузы на «Острове» смогут включиться в определение того, как должно развиваться онлайн-обучение. Университет 20.35 создаст условия для роста числа курсов по востребованным компетенциям, в частности по сквозным технологиям, за счет стимулирования рынка и помощи вузам в создании уникального востребованного контента.

На «Острове 10-22» вузам и другим образовательным организациям будет представлен принцип формирования цифрового следа во время обучения, который уже в самом ближайшем будущем будет обеспечивать человеку получение персональных рекомендаций как по развитию, так и по профессиональной деятельности (согласно ФП «Цифровая экономика»).

На «Острове 10-22» стартует лаборатория нейрофизиологии Университета «20.35», которая будет впервые в мире собирать одновременно в процессе обучения данные о семантике речи, активности мозга, периферийной физиологии, эффективности энергообмена, когнитивных способностях и параметрах генома. Все эти данные позволяют понять и в будущем предсказывать реакцию обучающегося на определенный контент и форматы работы, а значит, для каждого обучающегося в зависимости от его текущего состояния в каждый момент времени может быть рекомендован самый оптимальный формат обучения, либо сформирована компетенция обучающегося по управлению ресурсными состояниями для повышения эффективности обучения. Вузы смогут взять эти технологии себе в работу, присоединиться к исследовательскому проекту.

На «Острове 10-22» будет впервые представлен сервис самооценки и образовательных, развивающих рекомендаций для любого человека. Каждый из вас, коллеги, сможет лично протестировать систему образования послезавтрашнего дня, пройти оценку, получить рекомендации, насколько вы готовы к будущему, и как в это будущее идти. В продолжение этого 16 июля в рамках «Открытого дня “Острова”» АНО «Цифровая экономика» объявит первые регионы, в которых пройдут пилотные проекты по внедрению 5 000 профориентационных сертификатов, с помощью которых граждане смогут получить новую профессию. Средства получает сам обучающийся при условии, что он проходит персональную траекторию развития, используя курсы разных провайдеров образовательных услуг в формате смешанного или онлайн-обучения. Университеты могут включиться в эту апробацию, находясь в конкурентной позиции к образовательным платформам и технологическим компаниям, которые могут предложить свой контент.

Эксперимент с цифровыми сертификатами предполагает включение регионов, в которых не только формируется предложение по образовательным услугам, но и создается региональная цифровая модель компетенций цифровой экономики. Это модель должна в динамике отражать спрос на специалистов с определенными компетенциями и обеспечивать распределение сертификатов для удовлетворения этого спроса. Лучшие практики и подходы к построению региональных моделей будут представлены на «Острове 10-22».

На «Острове 10-22» Центр цифрового развития Агентства стратегических инициатив запустит факультет управления на основе данных CDO — образовательные интенсивы для участников, выбравших себе роли Chief Data Officer и Chief Education Officer. Его цель – увеличить количество и качество решений, принимаемых на основе данных, а также сформировать соответствующие компетенции у его участников.

На «Острове» 16 июля РВК объявит финалистов хакатона технологий машинного зрения Ice Vision, который организован в рамках серии технологических конкурсов Up Great в целях реализации Национальной технологической инициативы. Соревнование с призовым фондом 3 млн рублей направлено на поиск новых решений на базе искусственного интеллекта, которые позволят беспилотным автомобилям корректно распознавать дорожную обстановку даже в сложных погодных условиях. В конкурсе примут участие молодые специалисты, студенты и школьники от 14 до 30 лет.

В рамках факультета «Сквозные технологии» пройдет 17 лабораторий и 20 мастер-классов от Центров компетенций Национальной технологической инициативы. Участники интенсива получат практический опыт работы со сквозными технологиями, понимание структуры и трендов рынков сквозных технологий, а также решения по организации обучения сквозным технологиям у себя в вузе. Во время «Острова» должны быть выработаны и закреплены договоренности по реализации совместных исследовательских, образовательных и инфраструктурных проектов между вузами и Центрами компетенций. Предполагается, что до 10 таких проектов будут реализованы уже до конца 2019 года.

Задачей «Острова 10-22» станет разработка новых форматов ДПО для внедрения в стране масштабного обучения взрослого населения и запуск федерального проекта «Новые возможности для каждого», который является катализатором рынка ДПО. Участники интенсива получат пошаговые инструкции, как обеспечить эффективное участие вуза в проекте и получат возможность использовать мероприятия проекта как инструмент поддержки рыночной стратегии по обучению взрослых.

Ожидается, что по итогам интенсива участники освоят компетенции прогнозирования регионального развития, создания и поддержания сообществ, работы с физической инфраструктурой кампусов, а также проектирования социальных последствий технологического развития. Кампусы станут центрами развития региональных экосистем. По итогам работы участники «Острова» подготовят более 20 «дорожных карт» и проектов развития региональных сообществ на базе своих университетов.

Источник: РВК