Продвижение российского бизнеса на европейские рынки: задача для высшей школы?

Юрий Смородов, директор АНО «Международное инновационное агентство» (МИА) размышляет над эффективностью межвузовского взаимодействия 

В современных непростых экономических условиях возросшие трудности в организации торгово-экономических отношений с европейскими странами заставляют отечественных предпринимателей пересматривать традиционные подходы в сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Естественно, что лучшим выходом из складывающейся ситуации является развитие внутреннего потенциала, создание основ для роста собственных производственных мощностей, которые будут эффективно решать проблему импортозамещения. Однако это не должно означать полного разрыва отношений с европейскими производителями, европейскими наукой и образованием.

Важно отметить, что большинство зарубежных партнеров, представителей научных и деловых кругов совершенно адекватно оценивают, порой, абсурдность проводимой Европейским Союзом санкционной политики. Они понимают, что международное экономическое, научное, образовательное сотрудничество не должно идти на поводу сиюминутных политических решений, которые в любой момент, говоря дипломатическим языком, могут быть дезавуированы. Однако, разрушенные экономические, научные и культурные связи так просто уже не восстанавливаются. Как следствие, с вынужденным учетом ограничений, которые накладываются на внешнеэкономическую деятельность структурами Европейского Союза и, прежде всего, Европейской Комиссией, зарубежные коллеги с готовностью идут навстречу предложениям о сотрудничестве, поступающих со стороны отечественных предпринимателей, представителей науки и ВУЗов.

Ярким примером могут служить эстонские партнеры МИА. В конце 2013 года мы заключили соглашение о сотрудничестве с  «Эстонским университетом прикладных наук по предпринимательству Майнор». В дальнейшем для простоты я буду его называть просто университет Майнор. Это один из крупнейших в Европе  негосударственный прикладной университет, расположенный в столице Эстонии г. Таллинн, где наряду с эстонским и английским языками, ведётся преподавание на русском языке. В Эстонии он является самым крупным негосударственным ВУЗом с максимально возможной государственной аккредитацией. К особенностям университета я бы отнес прикладной характер высшего образования и магистерское образование с международной аккредитацией. Все выпускники получают государственный диплом, который акцептируется во всех странах Шенгенской зоны и большинстве иностранных государств. Студенты Эстонского университета могут в рамках программы Erasmus учиться или проходить практику в странах Европейского Союза.

Что нас привлекло, прежде всего, в этом ВУЗе? Диплом о высшем образовании и россиянин, и соотечественник может получить практически в любой стране ЕС.  Однако важнейшим условием  поступления практически во всех случаях и везде остается высокий уровень владения иностранным языком. В университете Майнор руководство, несмотря ни на что, сохранило возможность получить пройти полный образовательный курс на русском языке. К слову, на всю Европу подобных ВУЗов практически не сохранилось, а среди прикладных университетов по предпринимательству он вообще единственный.

У университета Майнор уже достаточно богатая история и позитивный  международный имидж. Вуз  начал свою деятельность осенью 1992 года. До 2000 года университет носил имя Школы экономики Майнор (ШЭМ). Начиная с 2010 года, Высшая школа Майнор стала именоваться Эстонским университетом прикладных наук по предпринимательству.

Принимая во внимание то обстоятельство, что спектр услуг эстонского  университета также позволяет формировать целевые программы на русском языке под переподготовку и повышение квалификации, были отработаны совместные предложения, ориентированные на наших отечественных предпринимателей и представителей экспортно ориентированных предприятий. Проект предусматривает прохождение обучения в эстонском университете по целевой программе, которая позволит отечественным специалистам получить знания по особенностям ведения внешнеэкономической деятельности с европейскими партнерами. Предварительно программа обучения может быть детально согласована с заинтересованными сторонами и подстроена под требования обучающейся группы. Речь идет о специфике интересов обучающихся: это могут быть специалисты в сфере агропромышленного комплекса или представители машиностроительных отраслей промышленности, группа управляющих менеджеров или руководителей малых и средних предприятий.

В качестве примера можно привести отработанную в университете Майнор с учетом заинтересованности российских предпринимателей программы, которая представляет особенности сотрудничества с ЕС на уровне малого и среднего предприятия. Данный курс основан на грамотно продуманной и эффективной программе обучения управлению процессами, возникающими при организации внешнеэкономической деятельности. Обучение построено на принципе, что слушателям, уже занимающимся своим бизнесом, программа позволит обобщить имеющийся практический опыт, выявить неиспользуемые возможности и сформировать новые  направления развития собственного  бизнеса в Европе. Здесь же отработана программа практического обучения-тренинга, который указывает начинающему российскому экспортеру направление и дает рекомендации для составления экспортного плана своего предприятия по продвижению в Европу.

В рамках данного курса также дается обзор международных экономических отношений, в том числе в современных непростых для России условиях, а  также рассмотрены особенности организации работы предприятия по выходу на международные рынки. В ходе обучения российским предпринимателям оказывают помощь в оценке экспортных возможностей своего предприятия, определить конкретную стратегию выхода предприятия на рынок международных  потребителей, научат использовать современные  маркетинговые решения для  выхода на международные рынки.

Здесь я как раз хотел бы увязать представление эстонского университета с тезисом о необходимости поддержания торгово-экономической активности в отношениях с европейскими странами. Как показывает практика, для наших предпринимателей зачастую главной проблемой в развитии сотрудничества с европейскими партнерами (речь, прежде всего, идет о шенгенской зоне) являются вовсе не трудности (пусть возросшие) в поиске партнера, проведении переговоров с ними, а именно понимание специфики организации экономического пространства шенгенской зоны со своими правилами ведения бизнеса. Речь идет о целом комплексе вопросов, начиная от особенностей налогового и таможенного законодательства, и заканчивая спецификой деятельности управляющих организаций Европейского Союза. Это становится особенно актуальным в настоящее время при постоянной коррекции управляющими структурами шенгенской зоны условий взаимоотношений с российскими партнерами.

Эстонский университет Майнор готов дать необходимые знания, причем не только с позиции академической науки, но и, прежде всего как прикладной ВУЗ, преподавателями которого являются действующие бизнесмены. Это, кстати, также повод для завязывания деловых контактов с европейскими коллегами.

Скажу прямо: непосредственно проект по подготовке наших предпринимателей в Эстонии относится к пилотным. Идея возникла после изучения возможностей эстонского университета. Не в последнюю очередь обратило на себя внимание уже упомянутое мною выше то обстоятельство, что весь курс преподавания в эстонском ВУЗе может вестись на русском языке.

Следует отметить, что с университетом Майнор при содействии «Международного инновационного агентства» уже с удовольствием подписали соглашения о сотрудничестве ведущие ВУЗы Нижнего Новгорода: Нижегородский государственный технический университет, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижегородский  государственный лингвистический университет.

Благодаря сельскохозяйственной академии нами был успешно апробирован проект по проведению обучения на базе Майнор целевой группы. Так, преподаватели ВУЗа успешно прошли недельное повышение квалификации в Таллинне с получением сертификатов шенгенского образца. Специально под преподавателей университет Майнор отработал особую программу, предусматривающую также практическое ознакомление с основами организации АПК в странах шенгенской зоны.

А вот в переговорах «Международного инновационного агентства» с Лингвистическим университетом, который является нашим давним партнером, как раз и зародилась идея организации совместных курсов для отечественных предпринимателей. Одновременно с университетом Майнор были определены и согласованы все возможные параметры обучения.

В настоящее время Лингвистическим университетом уже инициирован проект по набору в Нижнем Новгороде групп предпринимателей для курсов краткосрочного обучения международной деловой активности. Начало обучения предусмотрено по мере формирования первой группы в 12 – 16 человек. Уже достигнута договоренность, что в числе приглашенных преподавателей, наряду с московскими специалистами, будут и специалисты эстонского университета Майнор. В ходе подобных занятий наши бизнесмены  смогут оценить перспективность и целесообразность дальнейшего развития полученных навыков уже в университете Майнор в Таллинне.

Эти проекты могут быть как последовательно, так и одновременно реализуемыми. Поэтому «Международное инновационное агентство», в свою очередь, уже сейчас принимает заявки на участие в образовательном проекте в г.Таллинн.

Предполагается, что целевой аудиторией при этом могут стать руководители и  управляющие различных служб российских предприятий, заинтересованные в повышении устойчивости и конкурентноспособности своих организаций и росте эффективности своих производств при организации внешнеэкономической деятельности. При этом программы курсов будут адаптированы для разных групп менеджмента – руководителей предприятий, руководителей отделов и служб, руководителей международных проектов, специалистов.

В заключение хотелось бы вновь отметить, что важнейшей составляющей успеха наших предпринимателей на европейском рынке наряду со способностью, является и готовность к работе. Актуальность знаний конъюнктуры условий деятельности на зарубежном рынке в современных условиях становится особенно острой.