Корхов — стильно одетый мужчина с белоснежной улыбкой. Об успехах своей компании он рассказывает с удовольствием, но без хвастовства: спокойно и тихим голосом. Хотя похвастаться есть чем. Искусственный интеллект анализирует то, что попадает в кадр, и находит эти товары в интернет-магазинах. Теперь запросы пользователей «хочу костюм, как у ведущей» или «сколько стоят эти туфли на актрисе и где их купить» будут удовлетворены.

Новый сервис уже запустился на канале GlamourTV холдинга CondeNast, который смотрят 4,5 млн человек в месяц.

Это не первое достижение Корхова. Предыдущий продукт — распознавание товаров по фото и предложение выгодных вариантов для покупки — внедрили на свои сайты Cosmopolitan, Playboy, «Домашний очаг», Glamour, немецкий Myself.

Из Красноярска в Долину
Андрей Корхов родился в Красноярске. Окончил сначала Сибирский государственный технологический университет, а потом еще и Сибирский федеральный университет. На третьем курсе вместе с друзьями-программистами разработал карту Красноярска с электронным справочником организаций. Проект решили монетизировать: зарегистрировали компанию «Ярмап», нашли первых клиентов. Так из стартапа выросла компания, партнерами которой стали Coca-Cola и «Яндекс». Годовой оборот компании составил $1 млн. Популярность проекта вышла за границы Сибири — франшизы «Ярмап» были открыты в Вологде, Канске, Ростове-на-Дону, Ачинске и Киеве.

Со временем все больше карт общего пользования становились бесплатными, картографический бизнес постепенно угасал, поэтому в 2011 году предприниматель принял предложение «Яндекса» и продал компании все наработанные геоинформационные данные.

В поисках идеи для нового бизнеса Андрей отправился в Кремниевую долину. Там в это время самыми популярными темами были нейросети и компьютерное зрение. Все они ориентировались на промышленность и новые инструменты для сферы безопасности и промышленности. «Мысль разработать приложение, которое сможет «увидеть», какая одежда изображена на фотографии, и найти похожие вещи, пришла случайно, идея приложения лежала на поверхности, ее нужно было только качественно реализовать», — вспоминает Андрей. Вернувшись в Россию, он основал Sarafan.

Одноразовое приложение
Стартовый капитал, по словам предпринимателя, составил $70 тыс. Идея была простой: человек фотографирует образ, который ему понравился, и загружает его в приложение. Система находит эти вещи в магазине. Приложением в итоге пользовались 1-2 раза, пришлось тестировать другие гипотезы и бизнес-модели.

Минусов было много. Пользователи фотографировали товары сами, а любительские снимки не всегда получались качественными. Искусственный интеллект, например, не мог понять, какого цвета светлый плащ, если его сфотографировали в темноте под фонарем. Таких спорных фото было много, пользователи не получали нужные результаты и удаляли приложение. Вторая причина была в длительности и трудоемкости самого процесса.

Понравившуюся вещь пользователям нужно было сфотографировать, загрузить в приложение, затем выбрать подходящий вариант и перейти в магазин. В итоге приложение скачивали, когда нужно было найти конкретную вещь, но через какое-то время забывали о нем, а потом и вовсе удаляли.

«Для меня всегда было важнее осознать, в каком направлении он точно не взлетит, чтобы вовремя сменить курс. Так было с мобильным приложением — дело не пошло, и мы кардинально изменили бизнес-модель. В итоге пришли к работающей схеме — маркетинговым решениям для новых СМИ. Но даже сейчас мы не перестаем меняться — от виджетов мы движемся к более глобальной схеме — постепенно превращаем медиа в e-commerce-площадку», — поясняет Андрей.

В 2014 году стартап открыл офис в Петербурге, тогда же был нанят первый сотрудник — Михаил Бебишев. Ведущий инженер в области разработки искусственного интеллекта до сих пор работает в компании. Сейчас он главный специалист по обучению искусственного интеллекта Sarafan.AI. Это он научил компьютер распознавать одежду, обувь, аксессуары, мебель, автомобили и другие предметы сначала на фотографиях, а теперь и на видео.

«Мы изначально понимали, что ориентироваться будем на международный рынок. В то же время наш бизнес тогда держался только на наших деньгах, и мы понимали, что рациональнее строить компанию в Петербурге — здесь дешевле аренда, меньше заработная плата. И потом дело в самом городе — он очень европейский, здесь очень комфортная для бизнеса атмосфера», — говорит Андрей. Сейчас офисы его компании находятся также в Нью-Йорке и индийском Гургаоне.

Петербург — Нью-Йорк
С первыми инвесторами — фондом TheUntitled и Сергеем Дашковым Андрей Корхов познакомился в Петербурге на профильных мероприятиях, где проекты ищут деньги, а инвесторы — проекты, в которые можно выгодно вложить деньги. Первые инвестиции в проект составили $400 тыс. Переговоры с инвесторами, вспоминает Андрей, были очень оперативными: обосновали бизнес-модель, показали и объяснили, как работает приложение, заключили договор, получили транш. Получился типичный seed-раунд, когда у проекта есть сложившаяся команда и готовый продукт, но нет выручки.

Второй раунд проект закрыл в сентябре 2018 года. Лид-инвестором стал фонд Admitad. На этот раз инвестор сам нашел проект: представитель фонда написал Андрею в Skype. «Мы решили вопрос за одну минуту: ребята из Admitad в первом же сообщении перешли к делу и спросили, нужны ли проекту деньги. Я ответил: «Не откажемся». Так и состоялось наше знакомство», — говорит Андрей.

До этого, в марте 2018 года, компания открыла первый зарубежный офис — в центре Нью-Йорка на 6-й Авеню. Место было выбрано неслучайно: здесь сосредоточены офисы и представительства всех крупных медиа и рекламодателей. В то же время компания была зарегистрирована в США. Сейчас все операции с европейскими партнерами проводятся через американскую компанию. Основные рынки сбыта, кроме США, — Германия, Франция, Италия, Великобритания, Польша, Дания, Словения, Болгария и Грузия.

Сейчас среди партнеров Sarafan — Independent Media, Burda Media, Gazprom Media, Look At Media и Funke MedienGruppe. Первым, кто оценил потенциал разрабатываемых технологий, оказался медийный дом IndependentMedia, в частности Cosmopolitan. «Мы сразу же увидели интерес со стороны пользователей и рекламодателей. Это было первое доказательство, что бизнес-модель работает», — вспоминает Андрей. Сами медиа ничего не платят компании. Клики, переходы и показы оплачивают рекламодатели — интернет-магазины и маркетплейсы.

Большие деньги
Оценки общемирового рынка рекламы в Интернете сильно разнятся, если брать верхнюю оценку, это $2,5 трлн. Видео — а сейчас пользователи проводят больше всего времени, рассматривая фото и изучая многочисленные видеоролики, — довольно лакомый кусок для всех рекламодателей. Классические инструменты — обязательные к просмотру видеоролики, которые можно пропустить только через 5 секунд, — теряют свою эффективность. На передний план выходит нативная реклама, когда блогер сам к месту внедряет в свой видеоконтент ненавязчивый рассказ о продукте. Этот процесс можно автоматизировать и улучшать. Ведь то же самое может делать искусственный интеллект.

Разработки в области распознавания объектов на видео ведут, как монстры типа Amazon и Google, так и небольшие компании и стартапы Vue.AI, Fashwell, Cortexica, Wide-eyes. В Mail.ru о планах создать технологию для распознавания объектов на видео в рекламных целях тоже заявляли, но пока у пользователей «ВКонтакте» этой опции еще нет. По оценкам Sarafan, объем рынка поиска по фото и видео составляет $16 млрд.

Не так давно стало известно, что «Яндекс» начал закрытое бета-тестирование приложения с дополненной реальностью Sloy. Выглядит это так: пользователь нажимает на видео в ленте и у каждой запечатленной в нем вещи появляется новый «слой», например, дополнительная информация о ней или видео с похожими образами. Проект придумали сотрудники «Яндекс.Дзена», предполагается, что в сентябре сервис Sloy будет доступен для всех.

«Надо понимать, что «Яндекс» – это корпорация, они будут использовать технологию для своих задач. Команда Sarafan.tech разрабатывает собственную и уникальную технологию с 2015 года. Сейчас на российском рынке крупных конкурентов по распознаванию фотографий и видео нет, однако рынок fashiontech активно развивается: уже есть «умные зеркала» и «умные примерочные», но все это другие продукты и другие нейронные сети – каждая сетка очень специфична. В рекламной сфере Sarafan.tech такой один в России, — говорит Наталья Рождественская, консультант проектов по направлению Retail&Fashiontech бизнес-инкубатора «Ингрия». – Вообще же конкуренция большая, так как рынок очень большой. В основном конкуренты европейские или американские. Технология похожа, но используется в разных продуктах. Например, Fаcebook использует ИИ для определения лиц. В «ВКонтакте» людей нужно размечать самим. Разметка одежды и предметов в Instagram до сих пор осуществляется инфлюенсерами самостоятельно».

Как это работает
Сейчас в команде Sarafan работают 32 человека. В Петербурге «сидят» отдел разработки, центр оценки и партнерский отдел. В США работает отдел продаж. Генеральный директор Андрей Корхов полгода проживает в США, полгода — в России. Месяц в квартал в Нью-Йорке и Сан-Франциско работает исполнительный директор Ксения Широкова. Представители компании трудятся в Лондоне и Париже. Открывать локальные офисы нет необходимости — общение с зарубежными партнерами ведется дистанционно, уточняют в компании. Сеть дистрибуции выстраивается либо самостоятельно, либо при содействии ключевых партнеров, один из них — Microsoft.

«Мы очень активно работаем на европейских рынках. Поставили себе цель — охватить медиа всех стран. Провели адаптацию работы партнерского отдела — консультации брали у студентов-международников ВШЭ Петербурга из 16 европейских стран. В результате со всеми странами мы начинали общение не на английском, а на родном для них языке — болгарском, финском, датском и так далее», — говорит Андрей Корхов.

Искусственный интеллект, обученный командой Sarafan, определяет, что попадает в кадр вне зависимости от того, какого размера объект и на сколько миллисекунд он появился в кадре. Распознавание объектов на видео, их поиск в магазинах — базовая технология, вокруг которой, однако, довольно много интересных продуктов. Далеко не все они связаны с Интернетом.

«Например, наш искусственный интеллект анализирует видео из магазинов и фиксирует, какие вещи привлекают внимание посетителей, а какие они даже не замечают, становясь, таким образом, дополнительным инструментом для офлановых продаж. Он формирует точный портрет покупателя и понимает, какой стиль им нравится», — объясняют в компании.

Еще один продукт — виртуальная витрина для медиа и блогов. Как только зрителю что-то нравится, он нажимает кнопку, видит ленту с товарами, цены и информацию, где сейчас на них, например, скидки. Видео в этот момент остается на паузе. Другая целевая аудитория — набирающие стремительную популярностью площадки для стриминга (потоковое онлайн-вещание). Здесь пользователь может не только полюбопытствовать, в майке какого бренда сидит его любимый стример, но и сразу же заказать себе такую же. Работает это не только на одежду, но также, например, на технику.

Весь мир в кармане
Все форматы монетизируются за счет рекламы — площадка самостоятельно выбирает подходящую для себя модель: оплату за клики, определенное действие, лид (превращение зрителя в клиента) или оплату за 1000 показов. На Glamour TV, например, работает последняя модель: рекламодатель оплачивает 1000 показов своего товара, а Sarafan получает комиссию с прибыли.

Видеоаналитика монетизируется по подписной модели. Оплачивается месяц обслуживания камер и отчет. «Данные по выручке мы не разглашаем. Но бизнес-модель рабочая, мы растем по всем параметрам», — говорят в компании.

Наконец, при помощи нашего нового инструмента Sarafan делает более эффективной традиционную видеорекламу. Обычно она очень мешает, и зритель старается переключить ее как можно быстрее. «Мы разработали решение, с которыми в выигрыше останутся все — и пользователи, и рекламодатели. Это не реклама, это — опция, при помощи которой можно посмотреть, что за товар появился на видео, где и за сколько его можно купить. Вся эта информация появляется только по запросу самого пользователя, никаких принудительно всплывающих роликов и закадровых голосов», — поясняют в компании. Другой способ улучшить рекламу тоже основан на базовой технологии Sarafan.AI.: искусственный интеллект анализирует доминирующие объекты на видео и подбирает к ним релевантную рекламу. Допустим, он видит, что в видео часто мелькают дети, а значит, подтянет баннер или видеорекламу про детские товары.

В Sarafan уверяют, что в скором времени этот функционал будет интегрирован в 122 медиа из России, Германии, Польши, Италии, Франции, Дании, Болгарии, Словении, Грузии. «И если в Европе мы только начинаем работу, то в России мы стали партнером всех крупных медийных домов. Весь рынок — наш», — заявляют в компании. Этим решением уже заинтересовались крупные стриминговые ТВ-площадки России и США, однако пока стартап держит подробности в секрете.